ГлавнаяНовости Удостоверяющего центраЧто изменилось в 63-ФЗ после 01.07.2021 и какие изменения вступят в силу с 01.01.2022

Что изменилось в 63-ФЗ после 01.07.2021 и какие изменения вступят в силу с 01.01.2022

27 сентября 2021, 16:16
Изменения коснутся всех владельцев сертификата электронной подписи — как руководителей организаций, так и рядовых сотрудников.

Изменения от 1 июля 2021 года — новые правила аккредитации УЦ

С июля 2021 года перестали выпускать новые сертификаты электронной подписи сотни удостоверяющих центров, не прошедших аккредитацию по новым требованиям. Проверить аккредитацию удостоверяющего центра можно на сайте Минцифры.


Ключевые изменения в требованиях к аккредитации:

  • Размер собственных средств компании увеличен до 1 млрд рублей. Также удостоверяющий центр может получить аккредитацию при размере собственных средств в 500 млн рублей – для этого необходимо иметь свои филиалы в не менее чем 75% регионов России. До изменений в 63-ФЗ для аккредитации требовалось 7 млн рублей.
  • Финансовое обеспечение ответственности должно быть в диапазоне 100-200 млн рублей. Ранее необходима была сумма в 30 млн рублей.
  • Руководители и учредители удостоверяющего центра должны соответствовать требованиям к деловой репутации.
  • Срок действия аккредитации УЦ сократился до 3 лет. До 01.07.2021 аккредитация была действительной на протяжении 5 лет.
  • Вводится двухэтапная аккредитация. Минцифры теперь выдает заключение, которое должна рассмотреть и одобрить правительственная комиссия, уполномоченная на принятие решения об аккредитации Удостоверяющих центров.

Все КЭП, выпущенные удостоверяющими центрами, не прошедшими аккредитацию в соответствии с новыми требованиями закона, прекратят свое действие с 01.01.2022.

Изменения от 1 января 2022 года — новые правила получения сертификатов ЭП

С 1 января 2022 года разные категории клиентов будут получать квалифицированные электронные подписи в разных УЦ:

  • юридические лица, индивидуальные предприниматели и нотариусы — в УЦ ФНС или у его доверенных лиц (особый статус, которым УЦ ФНС может наделять коммерческие УЦ, отвечающие новым требованиям ст. 16 63-ФЗ);
  • должностные лица государственных и муниципальных органов — в УЦ Федерального казначейства;
  • финансовые организации — в УЦ Центрального банка РФ;
  • физические лица — в аккредитованных коммерческих УЦ.

Также с 1 января 2022 года вводятся электронные машиночитаемые доверенности (МЧД). Это доверенности, созданные в электронном виде и подписанные квалифицированной электронной подписью руководителя организации. Они потребуются сотрудникам коммерческих организаций и сотрудникам ИП, чтобы использовать свою электронную подпись физического лица от имени организации. На 20.09.2021 все подробности об электронных доверенностях для ЭП еще неизвестны. Как только все подробности будут официально оглашены, мы подготовим подробный гайд по получению и использованию таких доверенностей.

Чек-лист:

Кто использует электронную подпись Что необходимо для применения ЭП Где получать
Физическое лицо ЭП физлица Аккредитованный УЦ
Сотрудник компании ЭП физлица + доверенность, подписанная ЭП юрлица Аккредитованный УЦ
Руководитель коммерческой организации ЭП юрлица, в которой указан руководитель ФНС и доверенные лица
Индивидуальный предприниматель ЭП индивидуального предпринимателя ФНС и доверенные лица
Сотрудник ИП ЭП физлица + доверенность, подписанная ЭП индивидуального предпринимателя Аккредитованный УЦ
Нотариус ЭП нотариуса ФНС и доверенные лица
К списку новостей