Требования к КЭП в 2020 году

10 августа 2020, 00:00
01 июля 2020 года вступили в силу поправки к Федеральному закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи», что влечет за собой ряд существенных изменений в работе электронных торговых площадок, удостоверяющих центров и в целом применения электронных подписей. В этой статье разберем новые требования, которые появились относительно использования и выдачи КЭП.

Отмена OID

В статье 17 часть 2.1 Закона указано: операторы государственных и муниципальных информационных систем не вправе требовать наличие в квалифицированном сертификате электронной подписи информации, которая не является обязательной, относительно предписанных Федеральным законом №63-ФЗ. Эта статья фактически вводит запрет электронным торговым площадкам, а также иным, обозначенным в Законе, информационным системам, требовать внесения объектного идентификатора OID в состав КЭП.

Это подразумевает, что для работы на ЭТП, а также муниципальных и государственных порталах, будет достаточно использовать квалифицированную электронную подпись, созданную аккредитованным удостоверяющим центром в соответствии с требованиями Закона. Нововведение способно значительно упростить процесс торгов для участников закупок.

На данный момент крупные электронные торговые площадки постепенно отказываются от использования OID, например, ЭТП ГПБ уже упразднила необходимость дополнительных расширений в составе подписи. У остальных площадок также наблюдается тенденция отказа от объектных идентификаторов.

В свете этих событий наличие обширного списка OID, в составе квалифицированного сертификата электронной подписи, более не является определяющим критерием при выборе КЭП. Более значимыми становятся сервисное обслуживание и технологические решения, которые способен предоставить удостоверяющий центр для оформления, получения и использования электронной подписи.

 

Как выбрать надёжный УЦ

Первое, на что необходимо обратить внимание при оформлении или продлении электронной подписи, это соответствие удостоверяющего центра нормам и требованиям законодательства. После вступления в силу поправок далеко не все УЦ отвечают заданным стандартам. В первую очередь это касается аккредитации и уставного капитала.

Процедура аккредитации УЦ была усложнена. С 01 января 2021 года вступает в силу часть 5.1, статьи 16 Закона – УЦ будут обязаны проходить двухступенчатую аккредитацию. Министерство цифрового развития будет принимать решение о соответствии удостоверяющего центра требованиям Закона, после чего направлять соответствующее заключение в правительственную комиссию, уполномоченную на принятие решения об аккредитации удостоверяющих центров.

Минимальный объем собственных средств удостоверяющего центра увеличен. Законодательно установлено, что у претендента на получение аккредитации размер собственных средств должен составлять не менее 1 миллиарда рублей. Как считают авторы законопроекта, такие меры позволят избавить рынок электронной подписи от участия в нем недобросовестных УЦ. Удостоверяющий центр ЭТП ГПБ Консалтинг уже ранее сообщал об увеличении уставного капитала до 1 410 010 000 рублей.

Очень важно, что на законодательном уровне был также установлен крайний срок создания и выдачи сертификатов для удостоверяющих центров, которые не будут получать аккредитацию по новым правилам - только до 1 июля 2021 года. Квалифицированные сертификаты, создаваемые такими УЦ, действительны до окончания срока аккредитации УЦ либо не более чем до 01 января 2022 года.

 

Отмена получения КЭП по средством курьерской доставки

Новой редакцией закона устанавливается исключительно личная явка в УЦ в целях создания и получения квалифицированного сертификата. Теперь нельзя прислать в УЦ курьера с документами или за получением сертификата либо родственника по доверенности – владелец сертификата должен лично представить удостоверяющему центру свои документы, расписаться в получении сертификата.

 

Получение электронной подписи без визита в УЦ

Поправками также предусмотрены дополнительные способы подтверждения личности заявителя при получении квалифицированного сертификата без личной явки в УЦ:

  1.  Использование действующего квалифицированного сертификата электронной подписи,
  2.  Подтверждение личности с помощью биометрических данных, взятых из загранпаспорта нового образца или Единой биометрической системы (ЕБС).

По второму пункту Министерством цифрового развития и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения информации должны быть разработаны дополнительные документы, определяющие порядок защиты информации, создания и выдачи квалифицированного сертификата, а также требований к средствам УЦ, с помощью которых будет осуществляться передача такой информации. Без этих документов фактическое применение указанных технологий невозможно.

 

Электронная подпись для руководителя

В настоящий момент руководители организаций по-прежнему могут получать квалифицированные сертификаты для юридического лица в коммерческих УЦ. Однако, теперь для подтверждения своих полномочий им потребуется предоставлять в удостоверяющий центр соответствующий документ: приказ (выписку) о назначении в должность либо решение о назначении в должность.

Какая информация будет отображаться в квалифицированном сертификате ключа электронной подписи юридического лица:

  1. Данные компании: наименование организации, ИНН и ОГРН, местонахождение
  2. Данные руководителя: ФИО, номер СНИЛС, наименование должности
К списку новостей